Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, науке, производстве, общении людей, предъявляют новые требования к школьному образованию.
Основной целью обучения является: разработка и внедрение модели междисциплинарной интеграции в естественнонаучных дисциплинах как особой методики, необходимой для формирования ключевых компетенций XXI века - компетенций 4 «С» (criticalthinking, communication, collaboration, creativity).
Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
Коммуникация – умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и делиться своими идеями.
Координация (командная работа) – это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.
Предметное обучение создает слишком узкие рамки для изучения наук. Главные научные открытия последнего времени совершаются в области синергетических дисциплин.
Как осуществлять междисциплинарную интеграцию?
В Республике Беларусь нет тиражированной и широко распространенной методики по междисциплинарной интеграции. Мы в своем проекте в качестве инструмента для междисциплинарной интеграции используем STEAM- подход.
Работа большинства STEАM-центров в республике сосредоточена на робототехнике. Такой подход нами рассматривается, как только один из методов STEAM-образования.
Каждое STEAM-занятие, будь то автономный кейс или блок проекта, должно включать все пять областей STEAM, которые, в зависимости от тематики или цели занятия, могут «масштабироваться». Методами различных дисциплин решаем проблему или изучаем явление. На уроке или занятии взаимодействуют несколько дисциплин.
Коротко можно сказать так:
STEAM-образование =
критическое мышление +проектное обучение + проблемное обучение.
В целом результат STEAM-образования рассматривается нами, как формирование единой картины мира:
1. научной картины мира (общие законы природы, логические формы представления научного знания, эмоционально-ценностная оценка приобретенных знаний) и 2. социальной картины мира (культурная традиция, передаваемая из поколения в поколение, осознание необходимости объяснения социальных, экономических, политических и иных проблем современности и возможность прогнозирования будущего).
В этой связи актуальным является формирование мультипотенциальной личности с хорошо развитым эмоциональным интеллектом.
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
- ЭИ – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
- ЭИ – способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
- ЭИ – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Ключевые точки на путей развития эмоционального интеллекта:
- Идентификация эмоций
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления
- Понимание эмоций
- Управление эмоциями
Эмоциональный интеллект тесно связан Soft skills — надпрофессиональными навыками, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Дэниел Гоулман - автор смешанной модели эмоционального интеллекта.
Дэ́ниел Го́улман — американский писатель, психолог, научный журналист. В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству. В своей модели ЭИ объединил когнитивные способности человека с личностными характеристиками.
Модель эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана