Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

БЕЗОПАСНОСТЬ в сети Интернет

Дата: 23 декабря 2022 в 13:07, Обновлено 21 сентября в 09:47
Автор: Шнырко Е. Г.

С 16.09.2024 по 20.09.2024 на территории Гродненской области проводится профилактическая акция «Неделя кибербезопасности»

Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 марта 2019 г. № 1 “О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь”

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 февраля 2023 г. № 40 «О кибербезопасности»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Оцените свой риск стать жертвой кибермошенника

https://madte.st/wwbDI6Hz

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Основные вопросы безопасности детей

в сети интернет»

Нередко мы задумываемся о том, что ребенок проводит в интернете слишком много времени. Когда речь заходит о времени, проведенном с любимым гаджетом, нет единого совета для всех – будет лучше принимать решение на основании потребностей каждой семьи. Наши советы помогут вам создать свои собственные правила.

5 советов по регулированию времени за гаджетами

1. Создавайте семейные правила о временных рамках

Своим примером показывайте, какого поведения вы ожидаете от детей. Правила о временных рамках использования гаджетов должны быть свои у всех членов семьи и выполняться без исключений.

2. Проявляйте интерес и предлагайте альтернативу

Чем больше вы принимаете участие и интересуетесь тем, что ваши дети делают в интернете, на что тратят время, используя гаджеты, тем легче завоевать их уважение и повлиять на их действия в цифровом мире.

Пробуйте предлагать альтернативу «мобильным играм» - подвижные игры, настольные, совместные занятия с вами. Для детей важно взаимодействие, поэтому такие игры должны быть совместными, а не «заданиями, которые выполняют в одиночестве».

3. Учитесь использовать техническую поддержку

По мере того, как дети становятся более активными пользователями интернета, регулярно обсуждайте с ними способы предотвращения целого ряда возможных рисков, таких как просмотр неподходящего контента или кибербуллинг. Убедитесь, что они знают, когда и где искать помощь, если необходимо, и какие инструменты они могут использовать, чтобы справиться с проблемами. Узнавайте о таких инструментах вместе с ними, а если они владеют такой информацией, просите научить вас.

4. Используйте родительский контроль

Каким бы устройством ни пользовался ваш ребенок, обязательно используйте программы для управления его доступом к контенту с учетом возраста и анализа времени, которое он тратит на определенные действия в интернете. Не скрывайте своих действий, это подорвет доверие между вами. Объясните, что родительский контроль – это проявление вашей заботы и подробно расскажите о том, что будет «под контролем», а что будет «личным пространством» самого ребенка.

5. Поощряйте их быть избирательными в отношении своих действий в интернете

Помогите им избежать бессмысленного «зависания» в социальных сетях и быть более критичными к информации в интернете. Обсуждайте примеры «полезного и бесполезного» времени в интернете, старайтесь высказываться безоценочно и давать детям аргументировать их точку зрения. Возможно, это даст вам подсказку, какие потребности ребенок удовлетворяет в интернете и, вы сможете предложить подходящую альтернативу.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Негативный контент»

В сети интернет очень много различной информации и не всегда она полезна детям. В силу своего неоднозначного содержания она может оказать негативное воздействие на их физическое и психическое развитие. Ребенок может обнаружить такую информацию случайно или намеренно из любопытства. Особенно в младшем школьном возрасте, когда для ребенка особенно привлекательны яркие образы.

Родителям следует ограничить доступ к следующей информации:

  • Нежелательные сексуальные материалы (порнография);
  • Устрашающая медиапродукция (реальное или вымышленное изображение насилия, криминальной активности или несчастных случаев в видео, играх, фильмах);
  • Чрезвычайные новости;
  • Реклама табака, алкоголя, наркотиков, азартных игр, продуктов питания, вредных для здоровья (например, энергетики);
  • Информации, которая вводит в заблуждение, пропагандирующей преступления, насилие или рискованное поведение, хакерство, мошенничество.

План действий для родителя в ситуации «когда ребенок попал в непонятую\неприятную\опасную ситуацию в сети

  • Заранее обсудить план действий с ребенком, чтобы он был в курсе, как вы сможете ему помочь, что ждет его в такой ситуации.
  • Сохраняйте спокойствие, не кричите, не ругайте ребенка, говорите спокойно и уверенно, выслушайте его.
  • Дайте возможность рассказать, что случилось. Если он реагирует эмоционально – злиться, плачет, испугался, дайте ему отреагировать.
  • Поддержите ребенка, разделите ответственность между ним и злоумышленниками в сети, для того, чтобы ребенок не закрылся от обсуждений.
  • Если есть необходимость, сфотографиуйте\ сделайте скрин страницы, сообщения.
  • Если это вредоносный контент закройте страницы, вместе с ребенком, покажите ему как закрыть.
  • Если ситуация связана с общением, вместе с ребенком заблокируйте пользователя, обратитесь в службу поддержки, модератору.
  • Если ситуация требует обращения в правоохранительные органы, объясните ребенку, что вы намерены делать, но не включайте его в активные действия, без необходимости.
  • После того, как ситуация будет разрешена обсудите с ребенком все еще раз, узнайте, как он себя чувствует, что думает по поводу ситуации. Проговорите план действий на случай таких ситуаций, приводите в пример ваши действия. Поддержите ребенка в его стремлении учиться новому.

ЕСЛИ СТОЛКНУЛСЯ С КИБЕРБУЛЛИНГОМ

КИБЕРБУЛЛИНГ ЧТО ЭТО?

  • Агрессивное поведение (оскорбления, слухи, обвинения)
  • Намеренное причинение вреда при помощи интернет-ресурсов
  • Систематические оскорбления
  • Личные оскорбительные сообщения
  • Публичные оскорбительные комментарии
  • На любой интернет-площадке (мессенджеры, сайты, чаты, социальные сети и др)

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТОЛКНУЛСЯ С КИБЕРБУЛЛИНГОМ?

• ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ расскажи о том, что с тобой происходит взрослым, которым ты доверяешь! ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ – ЭТО НОРМАЛЬНО И НЕ СТЫДНО! Именно это поможет тебе справиться с ситуацией! Это верное, смелое и мудрое решение!

• ОСТАНОВИ и БЛОКИРУЙ не отвечай на обидные слова, не включайся в интернет-обсуждения. Если есть необходимость, сохрани фото, скришоты сообщений, которые писали обидчики, передай их взрослым (они необходимы для того, чтобы агрессор принял ответственность за свои поступки). Заблокируй обидчиков и обратись за помощью в СЛУЖБУ ПОДДЕРЖКИ, МОДЕРАТОРАМ сайта, чата, социальной сети. Они помогут заблокировать агрессоров. ТЫ ПОМОЖЕШЬ НЕ ДОПУСТИТЬ КИБЕРБУЛЛИНГ в свой адрес и в адрес других.

• НЕ ОБВИНЯЙ СЕБЯ В ТЕБЕ НЕТ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ! Даже если люди не ладят между собой, это не повод причинять другому боль словами или действиями.

• ПОДЕЛИСЬ ЭМОЦИЯМИ С БЛИЗКИМИ Ты можешь грустить, злиться и бояться в этой ситуации! Это нормально! ЭМОЦИИ ЛЕГЧЕ ПЕРЕЖИВАЮТСЯ, ЕСЛИ ТЫ МОЖЕШЬ ПОДЕЛИТЬСЯ ИМИ! Расскажи о том, что ты чувствуешь тем, кому ты доверяешь!

Если нужно с кем-то поговорить, можешь звонить по номеру 8-801-100-16-11 – детская телефонная линия (круглосуточно, бесплатно, анонимно). На ней работают профессионалы, которые тебя выслушают и помогут!

ПОМНИ! В ТЕБЕ НЕТ НИЧЕГО, ЧТО МОГЛО БЫ ОПРАВДАТЬ ГРУБОСТЬ И ЗАПУГИВАНИЕ В ТВОЙ АДРЕС! МЫ НЕСЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за то, что делаем в сети и как общаемся. Мы сможем победить кибербуллинг, если каждый сможет соблюдать простые правила:

• Общайся в интернете уважительно

• Приглашают присоединиться к «травле» других? Откажи!

• Узнай, как можно получить помощь модератора и службы поддержки на ресурсах, где много общаешься.

• Изучи настройки приватности и относись серьезно к тому, кого ты добавляешь в друзья

• Обращайся за помощью взрослых, даже если ты просто свидетель! Расскажи родителям, педагогу!

• Поддерживай ребят, которые подвергаются кибербуллингу!

Троллинг – размещение на различных интернет-ресурсах провокационных сообщений, с целью развития конфликта. Кстати, мифические тролли совсем не связаны с этим явлением. Слово берет начало от рыболовного термина «троллинг» - ловля рыбы с движущегося плавсредства. Всё равно, какая рыбка попадётся на пути, главное закинуть приманку и двигаться дальше. Интернет-тролли действуют также, раскидывая свои грубые комментарии, сообщения на разных страничках, для разных пользователей, ожидая, кто «клюнет».

ТРОЛЛИНГ это проявление грубости в интернете и проявляется как: провокация, издевательство, комментарии, задевающие чувства, а также привлечение негативного внимания к твоим фото или записям

МОЖНО ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ

Узнай всё, о настройках приватности и открывай доступ к информации о себе, своим фотографиям и записям только знакомым людям

• Перед тем, как разместить что-то в сети ответь себе на вопросы:

«Может ли эта информация смутить меня?», «Зачем я размещаю ее в интернете?»,«Может ли эта информация смутить других?»

• Старайся проявлять вежливость и такт в общении с другими онлайн ПРОЯВЛЯЙ ВНИМАНИЕ! УЧИСЬ ВИДЕТЬ МЕСТА ОБИТАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛЕЙ!

Подумай, нужно ли добавлять к себе в друзья, открывать свои записи, если:

• У пользователя совсем нет фотографий

• Группы, в которых он участвует, тебя смущают, вызывают неприязнь

• У вас нет общих друзей и знакомых

• У странички большое количество подписчиков, но отсутствует активность

• Пользователь сразу начинает задавать личные вопросы

• На страничке доступна странная, неприятная, непонятная и смущающая тебя информация

Рекомендации  родителям по профилактике

компьютерной зависимости у подростков

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.  Нельзя критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить подростка от родителей.

  1. Ограничивайте доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если подросток все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
  2. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенных ответственности.
  3. Для того чтобы избежать возникновения привязанности подростка к компьютеру, разнообразьте круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).
  4. Воспитание подростка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Покажите растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Родителям необходимо:

  1. Постараться регламентировать время, проводимое подростком за компьютером.
  2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  3. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, подросток начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики... Но для этого необходима помощь заинтересованного взрослого.
  4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если подросток склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

Основными критериями, определяющими появление компьютерной зависимости, можно считать следующие:

  • беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого;
  • болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
  • нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям;
  • значительное эмоциональное отчуждение;
  • ухудшение памяти, внимания;
  • снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
  • ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения,
  • подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
  • уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
  • пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
  • появление таких черт характера, как изворотливость, лживость;
  • неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
  • приступы депрессии, страха, тревоги. 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.