Родительский университет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
1. формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
2. формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
3. обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
4. организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-VIII классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть.
Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
№ п/п |
Тема заседания |
Категория слушателей |
Время проведения |
Ответственные |
1 |
Факультет здорового образа жизни Круглый стол «Возрастные и психофизиологические особенности учащихся начальных классов» |
Родители учащихся I-IV классов |
Сентябрь |
Классные руководители I-IVклассов, педагог социальный |
2 |
Факультет психологии семейных отношений Семинар-практикум «Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка» |
Родители учащихся V-VIII классов |
Октябрь |
Классные руководители V-VIII классов, педагог-психолог |
3 |
Факультет здорового образа жизни Круглый стол «Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения» |
Родители учащихся IX-XI классов |
Октябрь |
Классные руководители IX-XI классов, педагог социальный |
4 |
Факультет здорового образа жизни Практикум «Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов» |
Родители учащихся I-IV классов |
Ноябрь |
Классные руководители I-IV классов педагог социальный |
5 |
Факультет психологии семейных отношений Семинар-практикум «Как уберечь подростка от насилия. Профилактика основных рисков» |
Родители учащихся V-VIII классов |
Декабрь |
Классные руководители V-VIII классов педагог-психолог |
6 |
Факультет правовых знаний Конференция «Как уберечь подростка от зависимостей. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления» |
Родители учащихся IX-XI классов |
Декабрь |
Классные руководители IX-XI классов педагог социальный |
7 |
Факультет правовых знаний Семинар-практикум «Профессиональное самоопределение старшеклассников. Роль родителей в процессе выбора детьми профессии» |
Родители учащихся IX-XI классов |
Январь |
Классные руководители IX-XI классов, педагог-психолог |
8 |
Факультет здорового образа жизни Круглый стол «Противоправное поведение несовершеннолетних и профилактика правонарушений подростков» |
Родители учащихся V-VIII классов |
Февраль |
Классные руководители V-VIII классов, педагог социальный |
9 |
Факультет психологии семейных отношений Психологический тренинг «Культура и особенности семейного общения. Навыки эффективной коммуникации родителей с детьми» |
Родители учащихся I-IV классов |
Март |
Классные руководители I-IV классов, педагог-психолог |
10 |
Факультет психологии семейных отношений «Культура поведения в конфликтных ситуациях. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения и способы преодоления» |
Родители учащихся V-VIII классов |
Апрель |
Классные руководители V-VIII классов, педагог-психолог |
11 |
Факультет здорового образа жизни Дискуссия «Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни» |
Родители учащихся I-IV классов |
Апрель |
Классные руководители I-IV классов, педагог социальный |
12 |
Факультет правовых знаний Мастер-класс «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса» |
Родители учащихся IX-XI классов |
Май |
Классные руководители IX-XI классов, педагог-психолог |
Психологический тренинг «Культура и особенности семейного общения. Навыки эффективной коммуникации родителей с детьми» для родителей учащихся 1-4 классов