Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Инновационный опыт-2020

Дата: 18 января 2021 в 16:41, Обновлено 4 февраля 2021 в 10:36
Автор: Admin 1. ..

Инновационный проект«Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся»

Сроки реализации: 2017 - 2020

Проект составили:

директор ГУО «Средняя  школа г.п.Мир» Шаплыко Татьяна Ильинична,

заместитель директора по воспитательной работе  Квач Наталия Васильевна

231444 г. п.Мир,  ул. Сташевской, 1

801596 73 5 93  mirschool@tut.by

Руководители проекта

  • Савелова София Борисовна, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»; Савелова Ирина Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУО «Минский городской институт развития образования», исследователь в области педагогических наук.

 E-mail: isav@tut.by , yiecnewline@gmail.com

Цель инновационного проекта: разработка управленческих  механизмов  внедрения модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в процесс формирования в ГУО «Средняя школа г.п.Мир» творческого потенциала участников открытого школьного сообщества через обеспечение их поликультурного взаимодействия

 Задачи проекта:

  1. Разработать концептуальное представление о формировании творческого потенциала участников открытого школьного сообщества в процессе поликультурного взаимодействия как механизме внедрения модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в деятельность ГУО «Средняя школа г.п.Мир»
  2. Определить условия и ресурсы обеспечения в деятельности ГУО «Средняя школа г.п.Мир» поликультурного взаимодействия участников открытого школьного сообщества как ключевом механизме внедрения модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития
  3. Апробировать механизмы внедрения модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в систему деятельности ГУО «Средняя школа г.п.Мир» через создание условий для обеспечения поликультурного взаимодействия участников открытого школьного сообщества
  4. Обеспечить постоянный мониторинг качества работы инновационного проекта в ГУО «Средняя школа г.п.Мир»
  5. Разработать инструменты и материалы, необходимые для обеспечения тиражирования результатов инновационного проекта ГУО «Средняя школа г.п.Мир» в деятельность других учреждений образования Республики Беларусь по внедрению модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся.

Сущность инновации

Процессы формирования государственной политики в области устойчивого развития базируются на понимании того, что устойчивости в развитии нельзя достигнуть централизованно, через реализацию стратегий сверху вниз. Она требует целостных изменений в мировоззрении людей, способах мышления и деятельности – переосмысления и того, как мы относимся друг к другу, и того, как мы взаимодействуем с экосистемами, которые поддерживают нашу жизнь.

Как указывается в Глобальной программе действий (GAP) – Дорожной карте ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (ОУР), «….для перехода к устойчивому развитию недостаточно одних политических соглашений, финансовых стимулов и технологических решений». Необходимы перемены и в ценностно-культурологических основаниях деятельности, и в знаниевых системах; человеческих качествах и ресурсах людей, организаций, сообществ, отраслей производства; методах и практиках выработки и принятия жизненно важных решений и др. Т.е. необходимо формирование интеллектуального и человеческого потенциала улучшения качества жизни страны, что является целью, объектом деятельности и ответственности сферы образования.   В комплексе требований к деятельности системы образования на первый план выходит задача содействия становлению способностей человека, которые будут действительно важны в условиях открытого и поливариантного мира. И сегодня работающие на этих всех уровнях учреждения образования, от дошкольного до послевузовского, становятся тем пространством, где формируется новое поколение экономически грамотных, конкурентоспособных людей, обладающих новыми жизненными установками, ключевыми компетенциями, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия — людей, обладающих развитым творческим потенциалом. Для определения условий, необходимых для организации процесса формирования творческого потенциала обучающихся, важным является само понимание понятия «творческая личность». Творческая личность выступает в двух видах: как актуальная («текущая») и как потенциальная. Актуальное «Я» формируется в каждом отдельном акте по созданию данного актуального Я («этого») произведения, «здесь», «теперь», «сейчас». Потенциальное «Я» образуется в ходе функционирования актуальных «Я». Оно обобщает множество «текущих» состояний и представляет собой их динамическую структуру, хранится в памяти и не полностью реализуется в актуальном «Я». Потенциальное «Я» образует свойство, ядро психологии художественной личности. Наиболее значимым в данном определении является незримо присутствующая Я-концепция, которая представляет из себя совокупность Я-структур и возможность актуализации множественного Я в контексте самоуважения и уважения Другого Я, выступающая как своеобразный «регулятор» личности в многообразных жизненных ситуациях общения с миром и с другими людьми.Реализация принципа динамического равновесия при организации практик ОУР в современном образовательном пространстве Республики Беларусь на всех уровнях образования требует огромной работы над всеми компонентами образовательного процесса: целями, содержанием, методами и формами обучения, стилем педагогического и профессионального общения, процессами саморазвития и жизненного самоопределения личности. Систему деятельности учреждений дошкольного, общего среднего профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых можно рассматривать как область моделируемой реальности по законам творческого акта. С точки зрения гуманизации образования развитие и становление компонентов образовательного процесса, содействующего формированию творческого потенциала личности обучающихся, возможно в том случае, когда педагогические работники и обучающиеся понимаются как автор моделируемого (художественного) педагогического события (В.И. Слободчиков), а единица практики образования – как акт творчества, «преодолевающий познавательную и эстетическую бесконечность» (М.М. Бахтин).

Перечень умений, необходимых для творческой работы содержит те же компетенции, которые необходимы для успешной социализации и процессов инкультурации и аккультурации, описанных в работе Т. Ананьевой:

умение ломать привычные способы восприятия определенных ситуаций;

умение принимать во внимание чужое мнение, способность восприятия эмоций, позиций, ориентации, мыслей и действий членов группы;

способность замечать отличительные особенности и функции объектов, событий, явлений, а также их взаимообусловленности и связи между ними;

умение быстро и адекватно приспосабливаться к новым ситуациям;

умение осваивать «инаковости», осваивать «чуждости», делать «своим» – не только для творящего, но и для других – то, что в творческом исполнении есть принципиально новое, а также неизвестное, возможно даже грозное, и уж наверняка таким, что требует усилий присваивания, совершения его обычным, собственным и близким;

способность успешно пользоваться другой, наряду с интеллектом, познавательной силой души – интуицией, умение реализовать ее разнообразные формы и проявления, понимание сущности интуиции и способов ее укрепления и развития;

умение совершенствовать язык, который является основным фундаментальным средством рационального познания, понимания, выяснения и общения с действительностью.

Одним из важнейших условий, содействующим созданию в деятельности учреждения общего среднего образования совокупности указанных факторов, выступает обеспечение поликультурного взаимодействия участников открытого школьного сообщества для развития творческого потенциала участников открытого школьного сообщества.

В ГУО «Средняя школа г.п.Мир» созданы предпосылки и имеются определенные условия для организации и развития поликультурного взаимодействия  участников образовательного процесса.   У коллектива учреждения образования имеется опыт по реализации инновационного проекта «Внедрение авторской программы воспитания посредством музейной педагогики» (2008-2010гг.), результатом внедрения которого явилось открытие на базе школы ресурсного центра системы образования Гродненской области.  Завершена реализация инновационного проекта «Внедрение модели становления поликультурной компетентности учащихся  в деятельность учреждения общего среднего образования» (2014-2017 гг.). Формирование поликультурных компетенций проходило в определенной последовательности, которая обеспечила  вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников, а не «безвкусных потребителей». Первостепенным явилось создание условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной конфессии. Педагоги осуществляли реализацию индивидуальных и групповых проектов, с учетом возрастных особенностей учащихся в целях моделирования поликультурной образовательной среды по направлениям: «Я – представитель своего народа», «Я – белорус», «Я – гражданин мира».

Формирование поликультурных компетенций было обеспечено целостным образовательным процессом, который включал в себя процессы обучения, воспитания и развития личности. При развитии поликультурных компетенций обучающихся  учитывался опыт  межкультурных контактов в его различных формах: знакомство с произведениями искусства и архитектуры,  встречи и диалоги с представителями иных социокультурных общностей, знакомство с традициями и обычаями в быту и повседневной жизни.

Основными формами формирования поликультурных компетенций как интегративного качества развития личности явились предметы гуманитарного цикла, внеурочная деятельность, которая позволила уделить дополнительное внимание личностным качествам каждого ребенка.

В воспитательной работе   развиваются  и совершенствуются социально значимые формы и методы: поисковая деятельность, краеведение и волонтерское движение, которые позволяют формировать национально-культурную идентичность обучающихся в процессе активной самореализации. Спектр применения  образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства.

Готовность педагогического  коллектива  к внедрению  заявленной модели подтверждается:

Ресурсом управления поликультурным взаимодействием участников открытого школьного сообщества с целью развития их творческого потенциала может стать внедрение в образовательный процесс модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития.

Программа инновационной деятельности «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся»

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся»   на 2017/2018 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся»   на 2018/2019учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся»   на 2019/2020 учебный год

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.