Рекомендации по детскому чтению
Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Детская книга в семье – индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимоотношения между ними. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей.
В отличие от 1970 – 1980 годов (период «книжного голода») нынешний книжный рынок способен удовлетворить потребности в детской книге. С одной стороны, заметно увеличился выпуск, расширилась тематика, более привлекательным стал внешний вид печатных изданий, увеличилось издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор литературы.
Критерии подбора нужной литературы:
Доступность для данного возраста;
Проверка качества издания временем;
Признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
Способность книги быть помощником в обучении;
Наличие иллюстративного материала;
Гуманное содержание;
Каждая семья мечтает вырастить читающего ребенка. Важно обратить свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге. Вашему вниманию предлагается тест. Ответив на десять вопросов, вы поймете, достаточно ли внимания уделяете для развития своего ребенка.
1. Хвалите ли вы ребенка, если видите в его руках книгу?
2. Исправляете ли вы речь ребенка?
3. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для беседы с ним?
4. Играете ли с ребенком в игры?
5. Поощряете ли интересы и увлечения ребенка?
6. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
7. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, книги, журналы?
8. Обсуждаете ли вы с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного?
9. С удовольствием ли ваш ребенок посещает детскую библиотеку?
10. Читаете ли Вы ребенку книги выразительно, с чувством?
За каждый ответ «да» — 4 балла; «иногда» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.
Если вы набрали в сумме 40 баллов, значит, в воспитании детей на правильном пути. Если меньше, не расстраивайтесь, но задумайтесь, впереди у Вас еще есть время наверстать упущенное.
Сделайте с детьми копилку книжных удивлений. Собирайте в нее те факты и события, которые вы прочитали в книгах и которым вместе с детьми очень удивились. Ведь современные детские книги могут удивить не только ребенка, но и взрослых. Например:
1. Пиявка целых два года может не есть.
2. Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крылышками, шмель — 220, пчела — 440, комар — 550. Жужжащие звуки издают их крылышки. Для сравнения заметим, что про-пеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в минуту.
3. Если кто-либо тритона лишит хвоста, не беда — новый вырастет, не хуже старого. Дышит тритон хвостом.
4. За одну ночь крот может вырыть туннель длиной в 68 метров.
5. Великая Китайская стена протянулась через весь Китай. Это единственное рукотвор-ное сооружение, видимое даже из космоса.
6. Высота Эйфелевой башни 300 метров.
7. Царь-колокол весит 180 тонн.
Надеюсь, что эти простые советы сделают ваше общение с ребенком в мире детских книг интересным и содержательным. Желаю вам приятного чтения!
Советы родителям
о детском чтении
«Мой ребенок плохо читает, - жалуется мама первоклашки. Вчера еле-еле три страницы прочитала».
Знакома Вам такая ситуация? Наверняка, знакома многим, только в разных вариантах. У кого-то ребенок совсем читать не хочет, а у кого-то и 3 страницы в первом классе читает, а родителям этого мало.
Так и хочется сказать таким родителям: Остановитесь! Задумайтесь, что Вы делаете! Зачем заставлять ребенка читать по нескольку страниц в первом классе? Чтобы навсегда отбить желание читать!
Это совсем не означает, что надо забирать книгу у ребенка, если он читает с удовольствием. Дети разные и развиваются все по-разному. Кто-то уже в 5-6 лет читает запоем и чтение ему в радость. И пусть читает! Главное, что ребенку нравится.
А многие в первом классе читают только по слогам, тогда даже страницу ребенку прочесть – это уже подвиг.
Конечно, надо учить ребенка читать, обязательно, но всего должно быть в меру. Прежде всего, надо показать ребенку, что читать интересно, что чтение может доставлять удовольствие, а не быть тяжкой повинностью.
Как это сделать? Секрет прост – соблюдайте ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ.
Читайте вместе с ребенком. Читайте сказки, рассказы, стихи по очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок тоже участвует в чтении. Пусть немного прочтет, потом еще немного, а в целом получится хорошая тренировка в чтении без напряжения.
К тому же, когда читает взрослый, ребенок следит глазами по тексту, стараясь успеть за взрослым. Так развивается внимательность, умение концентрировать внимание на тексте и следить по тексту.
Читайте ежедневно. Только то, что тренируется, то развивается. Лучше читать 15-20 минут ежедневно, чем один раз в неделю 1.5 часа. Хорошо читать несколько раз в день, но понемногу. Прочитал ребенок сам 15 минут, пусть займется другим делом. Потом еще раз предложите почитать. Вечером почитайте вместе с ним. Таким образом, тренируется навык чтения. Не забывайте, что чтение – это такой же навык, как и ходьба, бег и т.п. А навыки развиваются в процессе многократных повторений, тренировок.
Читайте перед сном, но не учебники, а художественную литературу. Очень хорошо, когда ребенку читают на ночь книгу взрослые и останавливаются, не дочитав до логического завершения. Как в сериалах – остановиться на интересном моменте, чтобы сохранить интригу. Тогда, возможно, ребенку захочется дочитать самостоятельно, еще до того, как придет следующий вечер, и Вы сможете ему дочитать.
Даже если ребенок сам и не будет читать, то таким образом Вы поддержите интерес к книге. Наверняка, малыш будет вечером просить, чтобы Вы ему дочитали. Не торопитесь, скажите, что дочитаете перед сном, а если он хочет сейчас, то пусть пробует сам. Если ребенок читает еще плохо, то он может взять книгу, полистать, посмотреть картинки и отложить ее. Похвалите его хотя бы за то, что он взял книгу и посмотрел.
Подогрейте его интерес. Спросите: «Как ты думаешь, что будет дальше»? А вечером опять почитайте немного.
Ограничивайте время чтения.
Ограничивайте чтение ребенка, если ему читать трудно и неинтересно. Пока ребенок не понял вкус чтения, пока он читает медленно и с трудом, длительное чтение приводит только к обратному результату. Пропадает желание читать вообще.
Сколько времени должен читать ребенок? Давайте исходить из того, что урок в первом классе длится всего 35 минут. И читают дети только 20-25 минут, да и то с перерывом. Поэтому дома ребенку надо читать не больше 15-25 минут без перерыва. Но это касается только тех детей, которые еще плохо читают и читать им трудно. Если ребенок читает хорошо и с интересом, то время чтения можно увеличить.
Играйте с текстом.
Покажите ребенку, что читать можно интересно и смешно. Можно играть с текстом, со словами, с буквами. Разнообразные варианты чтения позволяют тренировать навык чтения без напряжения.