Инновационный проект
«Внедрение модели становления поликультурной компетентности учащихся в деятельность учреждения общего среднего образования»
Сроки реализации: 2014 - 2017
Проект составили:
директор ГУО «Средняя школа г.п.Мир» Шаплыко Татьяна Ильинична,
Заместитель директора по ВР Квач Наталья Васильевна
231444 г. п.Мир, ул. Сташевской, 1
801596 73 5 93 mirschool@tut.by
Консультант: Савелова Ирина Борисовна; методист отдела методик работы с одаренными детьми ГУО «Минский городской институт развития образования»
220034 Минск, пер.Броневой 15 А isav@tut.by
Цель инновационного проекта: определение и разработка управленческих механизмов, необходимых для успешного внедрения модели становления поликультурной компетентности учащихся в деятельность ГУО «Средняя школа г.п.Мир» посредством изучения и преобразования существующего культурного наследия как инструмента вхождения в мировое культурное пространство с целью преобразования человеческого сообщества в сознательную солидарность
Задачи проекта:
1.Разработать концептуальное представление о поликультурности и модели «поликультурной компетентности» как механизме вхождения в мировое культурное пространство.
2.Обеспечить создание организационно-управленческих механизмов комплексной поддержки процесса изучения и преобразования существующего культурного наследия в деятельности ГУО "Средняя школа г.п.Мир" с целью формирования культурной идентичности как необходимого условия инкультурации и социализации участников образовательного процесса.
3.Выявить механизмы преобразования существующего культурного наследия в потенциал формирования собственной духовно-культурной практики учащихся и как следствие – возможность диалога с другими культурами.
4. Оценить эффективность и произвести коррекцию практики создания системы комплексной поддержки процесса изучения и преобразования существующего культурного наследия как условия внедрения модели становления поликультурной компетентности учащихся в деятельность ГУО "Средняя школа г.п.Мир".
5. Обобщить результаты инновационной деятельности и подготовить их к тиражированию в деятельность учреждений общего среднего образования.
Сущность инновации
Назначение модели становления поликультурной компетентности учащихся — создание такой системы деятельности учреждения общего среднего образования, которая будет содействовать становлению процесса развития диалогического сознания, как формы сознания человека культуры, формированию умения вести полилог в современном многокультурном мире.
По своей сути внедрение модели становления поликультурной компетентности учащихся в образовательное пространство – это процесс создания личности нового типа, человека культуры, который способен в сопрягать в своем «мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые ориентиры».
Сущностью этой модели является интегрированная развивающаяся практика, позволяющая принимать активное участие в полилоге культур, выявлять и согласовывать ценности и основания различных культурных феноменов, не утрачивая при этом собственную культурную идентичность и обеспечивая возможность возникновения новых образов, культурных норм и традиций, которую осуществляют все участники образовательного процесса как субъекты социального взаимодействия, включаемые в процесс воспитания и образования в условиях открытой образовательной среды.
Особую значимость в деятельности учреждения образования приобретает комплексная поддержка процессов адаптации учащихся к условиям жизни в обществе. Ведущий фактор становления поликультурной компетентности– открытая образовательно-воспитывающая среда школы: совокупность физического (объекты материального мира), социального (совместная деятельность) и культурного (ценности и нормы, регулирующие совместное бытие) окружения развивающейся личности в ее связях и отношениях в конкретных ситуациях и пространстве ее жизнедеятельности. Открытый характер образовательно-воспитывающей среде задает социально значимая деятельность участников образовательного процесса.
Образовательная значимость проекта проявляется в eго нацеленности на вооружение всех участников широким спектром знаний, умений и навыков в области поликультурного образования, развитие поликультурной комптентности, создание условий для освоения принципа поликультурности субъектами образовательного процесса.
Социальная значимость проекта заключается в определении условий, позволяющих учреждению образования поиск направлений собственных культурных разработок духовно-культурной практики в целях сохранения и развития жизни.
Программа инновационной деятельности «Внедрение модели становления поликультурной компетентности учащихся в деятельность учреждения общего среднего образования»