Заседание родительского университета. Профилактика правонарушений среди подростков
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.
Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других -аморальные действия, недисциплинированность.
Виды правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различение этих двух классов и определение, к какому именно из них относится правонарушение, происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Административные правонарушения несовершеннолетних
К этому типу правонарушений относятся следующие:
- незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
- употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
- мелкое хищение;
- деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
- безбилетный проезд;
- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
- управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
- нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
- мелкое хулиганство;
- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
- появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.
Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:
предупреждение;
штраф;
обязательные работы (общественные работы);
конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
административный арест;
дисквалификация.
Правонарушение – это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Проступок – это противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказаний, а взысканий.
Преступление – это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.
В силу многих причин часто имеет место делинквентное поведение, как одно из типов правонарушений.
Делинквентное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера.
Следует отметить, что преступление – крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А. Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, влияющие на поведение подростка, которое приводит к правонарушениям. Рассмотрим некоторые из них. Проявлению такого поведения способствует ряд причин:
Семейное неблагополучие. Семья – важный институт в процессе социализации подрастающего поколения, представляющий собой персональную среду жизни и развития детей и подростков. Отсутствие семьи или семейное неблагополучие создает настоящие сложности в формировании личности подростка.
Неблагоприятное бытовое окружение является одной из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Есть неоспоримый психологический закон – никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом общении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается к поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, спикуляции и т. д.). Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения – вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся и легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении. Подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы, которые соблюдаются в местах лишения свободы. Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:
70% подростков в группах употребляют спиртное;
55% "иногда" хулиганят;
36% защищают в потасовках свою территорию;
52% дерутся с другими группами;
46% допускают в группах "свободную любовь";
10% готовы достать деньги любым способом.
Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать отношения с такой группой. Она гармонизирует его жизнь – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.
Неблагоприятное воздействие средств массовой информации. Кино и телевидение, и интернет являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения.
Подстрекательство со стороны взрослых.
Низкая правовая грамотность. Обучающиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки с точки зрения нравственности не только не допустимы, но и влекут за собой ответственность по закону.
Конфликт в коллективе. Одна из самых характерных особенностей несовершеннолетних – психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.
Трудности воспитания в значительной мере определяются недостатками в развитии способности учащихся к оценке своих поступков. Причинами таких трудностей является несформированность у несовершеннолетних критериев самооценки, не критичность, неадекватность оценки, неумение осуществлять операции оценивания. В свою очередь эти отрицательные черты личности трудного подростка – результат педагогического брака, неспособности педагога увлечь примером, побудить трудного подростка следовать социально значимому образцу и избрать его в качестве эталона самооценки.
Несовершеннолетний возраст самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. «Несовершеннолетний возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие трудного подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек – 13–15 лет.
Для несовершеннолетних характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.
Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.
Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований несовершеннолетнего возраста – чувство взрослости.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для трудного подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение трудного подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития трудного подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге, при чем, о таком, которому можно было бы доверять полностью, как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с несовершеннолетним максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У несовершеннолетних существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа – это значимая для трудного подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
В переходном возрасте подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется несовершеннолетняя субкультура в противовес миру взрослых. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.
Таким образом, правонарушение – это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Выявлены причины, влияющие на поведение подростка, которое приводит к правонарушениям ( семейное неблагополучие, неблагоприятное бытовое окружение, неблагоприятное воздействие средств массовой информации, подстрекательство со стороны взрослых, низкая правовая грамотность, конфликт в коллективе)
Понятие «правонарушение» и причины противоправного поведения подростков
Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными – от административных до уголовных (даже с отягчающими обстоятельствами, такими как нанесение телесных повреждений или даже убийство).
Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.